Евросоюз переживает экзистенциальный кризис и нуждается в реформировании, считает главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев. В этой работе блок может взять на вооружение опыт постсоветских стран, утверждает он
Евросоюзу стоит взять на вооружение реформаторский опыт постсоветских стран, советует Гуриев в вышедшей 1 марта статье «Политическая экономика реформ: уроки для ЕС от посткоммунистического перехода к рыночной экономике».
ЕС — единственное крупное наднациональное образование в истории человечества, пишет российский экономист, которое принесло мир и процветание континенту, на протяжении тысячелетий являвшемуся ареной войн. Более того, европейские страны добровольно передали блоку значительную часть своего суверенитета. «Европейский проект» до последнего времени оставался успешным — именно поэтому многие соседи блока стремятся в него вступить, а мигранты и беженцы стекаются в ЕС со всего мира, отмечается в статье. Но сегодня Евросоюз переживает экзистенциальный кризис и нуждается в реформировании по двум ключевым направлениям, считает Гуриев.
Во-первых, блоку необходимо повысить свою однородность, особенно в еврозоне. Для этого многим странам следует провести реформы рынка труда, бюджетно-налоговой, пенсионной сфер, регулирования предпринимательской деятельности и иных областей. Во-вторых, странам-членам следует создать банковский союз, систему страхования от безработицы, единый рынок капиталов, систему интеграции беженцев и другие структуры, чтобы завершить институциональное оформление своего объединения.
.vn-playback {
margin-bottom:20px;
}
.vn-wrapper {
margin-bottom:20px;
}
Необходимость в этих реформах очевидна, но их тормозит наследие мирового экономического кризиса 2008 года, рассуждает экономист. «Предыдущие этапы европейской интеграции пришлись на быстрый, устойчивый и в целом инклюзивный экономический рост. Сегодня условия иные. Страны и домохозяйства обременены долгами, рост замедлился, в ряде стран отмечается высокая безработица, а в некоторых она носит долгосрочный характер. На фоне ограниченных финансовых возможностей и медленного роста весьма сложно провести реформы, которые компенсировали бы ущерб тем, кто от них проиграл, и сохранить при этом социальную сплоченность общества», — считает Гуриев.
Опыт постсоветского блока
В этой работе ЕС может взять на вооружение опыт реформ в постсоветских странах 1990-х годов, который в целом оказался успешным, указывает главный экономист ЕБРР (банк был создан как раз для помощи переходным экономикам Восточной Европы). Большинству стран с переходной экономикой удалось сократить разрыв с Западной Европой в части ВВП на душу населения. Кроме того, они сравнялись с ней по такому показателю, как субъективное благополучие. Впрочем, признает Гуриев, в некоторых переходных экономиках, там, где реформы носили болезненный характер и общественные блага не были доступны широким слоям населения, к власти пришли политики-популисты, дали реформам обратный ход и построили коррумпированные капиталистические общества. Некоторым из них удалось ликвидировать систему демократических сдержек и противовесов и затруднить оппозиции путь к власти, даже несмотря на то что они не выполнили свои обещания по обеспечению инклюзивного роста.
Европейские реформаторы могут вынести из этого опыта важные уроки, утверждает Гуриев. Реформы по модели шоковой терапии («краткосрочный ущерб компенсируется долгосрочной выгодой») несут значительные риски. Если от реформ многие проигрывают и не получают должной компенсации даже в краткосрочной перспективе, к власти могут прийти популисты и свести реформы на нет или даже дать им обратный ход, допускает экономист. Крайне важно изначально обеспечить инклюзивность реформ и предусмотреть компенсации тем, кто может сразу от них проиграть, в частности, лишившись работы. Реформаторы должны выработать меры поддержки для тех, по кому ударят реформы, учитывая не только пассивную, но и активную политику на рынке труда. Реформа рынка труда и дерегулирование создания рабочих мест должны стать приоритетом как в отдельных странах-членах, так и в Евросоюзе в целом, отмечается в статье.
Безработица не сводится лишь к снижению дохода — она может приводить к драматическим социальным и политическим последствиям. Гуриев указывает, что анализ корреляции между безработицей и поддержкой Brexit на основе данных 379 избирательных округов Великобритании говорит о том, что в тех округах, в которых уровень безработицы из-за финансового кризиса на 1 п.п. выше среднего, число голосов за Brexit оказалось на 5 п.п. больше. Чтобы реформы в ЕС были успешными, они должны быть инклюзивными с самого начала, предупреждает Гуриев. Это должно подразумевать не только перераспределение благ, но также создание рабочих мест и активную политику на рынке труда. Даже получая пособие по безработице, безработные жалуются на низкую удовлетворенность жизнью, что повышает шансы на то, что они проголосуют за популистские партии и реформам будет дан обратный ход.